Зачем айтишнику преподавать

Когда доходишь до senior-уровня, поиск новых путей профессионального роста усложняется. Кажется, что все курсы пройдены, лекции прослушаны, а кейсы конкурентов засмотрены до дыр. Один из вариантов развития — преподавание. В роли учителя вы получите знания и навыки, которые не всегда можно натренировать на обычной работе. Ведь лучший способ научить чему-то другого человека — научиться этому самому. 

Илья Тимофеев, senior дизайнер digital-агентства «ДАЛЕЕ» рассказал, какие soft и hard skills можно прокачать опытному специалисту за счет преподавания и что учитывать, если вы хотите попробовать себя в этом.

Предыстория 

Девять лет назад один колледж в Великом Новгороде предложил мне преподавать. Когда-то меня исключили оттуда. А теперь я возвращался в качестве преподавателя по двум предметам — типографика и шрифты. Это сложные темы с большой теоретической базой, в которую мало кто погружен. На практике у специалистов есть два-три постоянных приема для задач. Немногие могут грамотно обосновать, чем одно решение лучше или хуже другого. В качестве референсов ссылаются на «Ководство» Лебедева и другие «попсовые» источники. На тот момент я не был исключением.

У меня было лето, чтобы составить учебную программу. Дали полную свободу, ограничив лишь в часах: 3 пары в неделю. Гонорар — 1500 рублей в месяц. Так я попал в сферу образования. 

Углубление знаний

У дизайнера широкое поле деятельности: первые годы в профессии ты изучаешь сразу много тем — UX, UI, теории цвета, типографика, верстка и другое. Нужно натаскаться в каждом, чтобы прилично закрывать проекты. Думаю, подобная логика применима и к другим IT-профессиям.

Когда изо дня в день выполняешь похожие задачи, то начинаешь накатывать колею решений. А это очень опасно для творческих профессий. Углубление знаний — следующий уровень в карьере IT-специалиста. 

Когда вы готовите теорию для урока, то погружаетесь в нее так, как никогда бы не погрузились, будучи учеником. Срабатывает несколько факторов: 
стремление показать свою экспертность, стремление соответствовать заявленной экспертности (не «ударить лицом в грязь»), необходимость структурировать знания и упаковать их в понятный другим людям формат.

За лето я досконально изучил много трудов по типографике. Какие-то оказались полезными, а кое-что было явно переоцененным. Вот что я точно могу рекомендовать:
«Основы стиля в типографике» Роберта Брингхерста, 
«Облик книги» и «Образцы шрифтов» Чихольда, 
«Типографику» Эмиля Рудера, 
«Книгу про буквы от А до Я» Гордона, 
«Модульные сетки и проектирование многополосных изданий» Лаптева, 

Составил план подачи материала, конспекты лекций. Разобрался во всех терминах и выработал свое мнение в противоречивых вопросах. Я осознавал, что если не понимаю вопрос, то и объяснить его не смогу. По итогу узнал о шрифтах и типографике больше, чем за 6 лет обучения в университете и, на тот момент, 5 лет работы дизайнером. Это был первый раз, когда преподавание помогло мне вырасти как специалисту. 

Публичные выступления

Еще один плюс преподавания — у вас «прокачиваются» коммуникативные навыки. В работе дизайнера или разработчика не предполагается особых разговоров, тем более на удаленке. Для меня этот опыт был стрессовым, так как я панически боялся живых публичных выступлений (а занятия в колледже их предполагали). Я прошел курс по дикции, готовился с коучами и потратил на это много времени. А за счет проверок работ, которые надо было комментировать, выработался навык четкого и емкого выражения мыслей. Тут удалось освоиться за относительно короткое время: 3-4 недели. Еще были вебинары, обратная связь на защите дипломов — они тоже помогли «закалиться» в публичных выступлениях.

Сейчас за плечами десятки конференций, митапов, встреч, где приходилось выступать и на бОльшую аудиторию. Попасть туда спикером помог опыт, приобретенный во время преподавания в колледже и на онлайн-курсах в одной крупной школе. Кроме того, регулярные выступления перед студентами позволили выработать стиль повествования, понять, что помогает «разогреть» аудиторию, а какие приёмы лучше не использовать. 

Арт-дирекшен

Находясь на уровне middle/pre-senior, у специалистов, как правило, мало работы, которую они должны делегировать. Еще реже удается отсматривать работы коллег и давать к ним комментарии. А это две составляющие дальнейшего профессионального роста. Преподавание может стать для вас чем-то вроде тест-драйва в роли тимлида. Вы будете оценивать работы студентов, ставить им задачи и давать конструктивную обратную связь. 

Обратная связь и делегирование 

От подачи обратной связи зависит очень многое. Когда находишься в роли преподавателя, то задача не просто рассказать что не так с проектом, но и сохранить мотивацию человека исправить работу и сделать лучше. Помогает схема «гамбургера»: позитив—критика—позитив. Сначала стоит сделать акцент на том, что удалось в работе. Затем на всем, что можно улучшить. И в конце нужно заверить подопечного, что всё получится.

Например, когда я преподавал в онлайн-школе, то отсматривал по ~10 работ в день. На каждую уходило 10-20 минут, в сумме 1,5-2 часа. Это были и первые шаги людей, которые никогда не занимались дизайном, и сложные дипломные проекты, наравне с коммерческими. Постоянно нужно было развернуто и аргументированно отвечать на вопросы: «Что не так?» и «Как это улучшить?» А были еще лекции, общение со студентами, период сдачи дипломных, когда нагрузка возрастала.  

Процесс отсмотра может помочь вам в нескольких вещах:

- Систематизировать частые ошибки в работах — теперь с ходу могу различать, что не так.
- Систематизировать свой фидбек к этим ошибкам. В работе это помогает не давать обратную связь с нуля, а использовать уже наработанные паттерны общения и обсуждения, что сильно экономит время. 
- Собрать свою базу качественных референсов по каждой проблеме и делиться ею с коллегами в рамках фидбэка. 

Тут есть опасный момент: перед тем, как развивать насмотренность слабых и требующих доработки проектов, нужно убедиться, что у вас есть четкое понимание того, что такое хорошо и плохо в вашей сфере. И вы уже насмотрены на качественные работы. 
Также эта практика помогает анализировать свои работы. Иногда в процессе дизайна решение не приходит. Видишь что что-то не так, но взгляд уже замылился. Тогда я думаю: «Что бы я сказал бы другому дизайнеру, если бы он мне показал этот проект?» И уже занимаешь позицию преподавателя по отношению к самому себе. 

Курирование чужой работы

Часто преподаватель выступает руководителем или куратором диплома. По сути, это значит быть арт-директором в «лабораторных условиях».

Например, однажды я помогал студентке с разработать дизайн-концепцию и логотип корма для домашних рептилий. Обычно он состоит из живых насекомых. В основе дизайна лежал концепт жертвоприношений, стилистику мы выбрали на основе культуры древних ацтеков. 

Один из вариантов логотипа.
Один из вариантов логотипа.

На консультации поштормили и раскрутили это до формата микровселенной со своей символикой, персонажами. До сих пор считаю, что это — интересный продукт, и было бы здорово воплотить его в жизнь. И это только один пример, а представьте, что нужно регулярно погружаться в проекты других людей и помогать доводить их до конечного результата. 

Этот опыт помог в том, чтобы зайти на территорию следующего уровня — арт-дирекшена. И что самое крутое: не всегда арт-дирекшн студенческих работ предполагает слабые работы, которые не применимы к реальности. Попадаются и классные проекты, как кейс с кормом для рептилий. И бонусом можно научиться делегировать задачи и использовать это в работе. Если раньше я был одиночкой с мыслью «легче сделать все самому», то теперь могу объяснить, что нужно на выходе и отдать задачу коллеге, не переживая, что меня неверно поняли. Когда, став senior, мне нужно было комментировать работы коллег, я мог сформулировать, почему и как поправить. А не заниматься вкусовщиной на уровне «нравится / не нравится».

Разрешение конфликтов

Преподавание учит разрешать конфликты, потому что они возникают постоянно. Это спорный момент и главный минус преподавательства. Приходится вырабатывать паттерны решения, продумывать сценарии развития, выступая медиатором в вопросе. 

Большой опыт в этом мне дали онлайн-курсы: на них всегда бывал большой поток людей. С жалобами студенты и кураторы приходили ко мне, как к старшему преподавателю. Обычно я разгребал обратную связь, переписки и разбирался, что пошло не так. Проблемы были двух типов: 

  • Завышенные ожидания. Люди приходят на обучение с завышенными ожиданиями, считают, что раз они заплатили за курс, то дальше уже можно не напрягаться, потому что всему научат. Такое часто выливалось в жалобы на преподавателей в духе «мне уделяют недостаточно внимания». Работа преподавателя в том, чтобы развенчать преувеличенные ожидания от процесса обучения, но и не убить мотивацию учиться дальше.
  • Излишняя «жесткость» в адрес студентов. У нас были такие кураторы, особенно запомнился один. Он требовал от студентов слишком много, даже то, чего не было в программе. По его мнению, он готовил людей к реальной работе. У него была аудитория, которой этот подход нравился, но у остальных студентов это вызывало возмущение.

И таких кейсов было много. Решение конфликтов выматывает и довольно быстро. Из хорошего: могу сказать, что если на работе возникнет конфликт, то этот опыт пригождается в том, чтобы разрешить его, не доводя до острой фазы.

Стоит ли пробовать себя в преподавании

Когда я пришел в преподавание, то ставил себе такие цели:

  • Отточить навык публичных выступлений.
  • Углубить знания в интересных мне темах.
  • Попробовать себя в арт-дирекшене. 

Однако преподавание — лишь один из способов достичь их и иногда довольно стрессовый. Из плюсов — рост происходит довольно быстро. При этом можно найти решения, которые ранее не пришли бы вам в голову, за счет людей, пришедших из других профессий. Из минусов — это отнимает много времени и сил и может привести к выгоранию. Если вы все-таки решили встать на этот путь, то вот о чем стоит помнить:

  • Заложите достаточно времени на подготовку и изучение материала. Например, для меня оптимальным сроком было 3 месяца.
  • Выделите время на преподавание и согласуйте с работодателем. 
  • Определите, чего именно вы хотите добиться за счет преподавания. Можно представить это как путь из точки А в точку Б. Что означает последняя для вас?
  • Определите «тестовый срок», после которого вы решаете, продолжите ли вы преподавать или нет. 
  • Определите интересный для вас формат преподавания: в государственных учреждениях, на курсах или в частном порядке с двумя-тремя подопечными.